Рама в русском искусстве
Рама представляет собой совершенно особое явление в культуре Европы, включая и культуру России. В Италии рама для картины становится распространенным атрибутом в эпоху кватроченто, она была подобием окошка, через которое наблюдатель проникал в другое измерение.
В собственно Россию современная рама для картины пришла существенно позднее, а именно в конце XVII века, тогда же в стране возникло и свободное художество. До этого живопись была иконописью, у икон (досок) было углубление в середине, где собственно и изображался сюжет, а по бокам были поля (оклад, кочег), которые и играли роль рамы.
По своему строению эта рама отсылает к позднеантичной погребальной стеле. Также стоит помнить, что у такого обрамления иконы было и специфическое название — ковчег. В Библии это слово наряду с кораблем Ноя в общем случае обозначало определенный ящик, внутри которого оставался сакральный предмет, который, таким образом уберегался от глаз профанов, у которых не было к нему доступа. Иначе говоря, на формирование оклада иконы оказали влияние как античная цивилизация, так и традиция Ветхого завета. При этом в Античности рама не рассматривалась как водораздел между мирским и небесным, а просто как оформление ниши, сакральность такой границы применительно к иконе — это особенность уже христианского искусства.
Сущность такого обрамления состояла в том, чтобы выделить нишу, в которой выполнено изображение, маркировать ее как сакральную область, в которую мирское проникнуть не может, поскольку она не от мира сего. Человек существовал в своем повседневном пространстве, тогда как икона относилась к сфере небесных форм.
Начиная с XVII века все большее распространение стали получать резные рамы икон, подобные картинным. Художники-иконописцы в эту более позднюю эпоху (XVII и XVIII век) стали представлять сакральный мир заключенный в иконе, более проницаемым. Тем самым они выражали идею, что грань между мирским и священным не является непреодолимой. В частности, именно в эту эпоху появляются иконы, на которых изображения святых пересекают отведенные им пределы ниши. Также старые образы, а равно и особо почитаемые иконы обретают собственные живописные рамы. И их функция также заключается в том, чтобы сделать эти объекты более доступными для обычного наблюдателя. Теперь рамы стремятся дополнительно сообщить людям поучительную информацию об изображении, они более не призваны были вызывать ощущение недоступности. При этом теперь рамы имели и весомую эстетическую функцию.
Именно эти иконные поля и были функциональным предшественником собственно рамы. Обособление этого пространства произошло в начале нового времени. Для сравнения, на Западе картинная рама произошла от готического алтаря.
Светское живописное искусство в России было представлено портретами-парсунами (от слова «персона»). При этом рама такого изображения имела своим источником именно оклад иконы.
Поля подобного изображения в самом начале еще были выдержаны в духе церковной традиции, несмотря на мирской характер самого полотна.
В последней четверти XVII столетия российские художники начинают писать парадные портреты монархов и видных аристократов. Значительный импульс отечественной живописи придал Петр I, пригласивший в страну множество живописцев.
В Российской империи рамы для картин значимых картин, отображавших официальные события, были выполнены в максимально помпезном духе, чтобы вся работа в целом производила как можно более сильное впечатление.