Организация работы и принципы оформления в багетной мастерской галереи «Форма» всегда отличались от других компаний. Главное отличие – в подходе к ассортименту. Большинство мастерских стремится поддерживать постоянную коллекцию профилей. Однажды попавший на стену образец будет висеть годами, «покрываясь пылью». Складскую программу, в принципе, очень сложно пересматривать, гораздо проще поддерживать ее десятилетиями, а такой подход сказывается на отношениях с клиентами. Как правило, «завидное» постоянство попросту надоедает и вынуждает уходить к конкурентам. «Форма» всегда была более свободной и гибкой в этом вопросе. Рассказывает Владимир Соколов, генеральный директор галереи: «Мы существуем уже 20 лет. Поскольку наша галерея и тогда занималась картинами 50-х годов XX века, то акцент в подборе ассортимента был смещен на багет классического стиля. Подобрали коллекцию, привезли в Россию, сразу же переоформили все картины. Таким образом, создали новый имидж своей галереи и изменили менталитет многих художников, с которыми работали в то время. Большинство из них полагало, что главное – написать картину, а покупатель уж сам ее оформит, как душе угодно. Благодаря нам художники задумались о связи изображения с оформлением».
Вот так галерея «Форма» начала заниматься багетной деятельностью, параллельно постигая технические тонкости оформления картин и предметов искусства. «Критерий «нравится – не нравится», – продолжает Владимир, – может быть не всегда правильным, а, наблюдая вкусы представителей разных возрастных групп, это становится очевидным. Например, мы работаем с коллекционерами, собирающими работы Шишкина, Айвазовского, Боголюбова. В свое время они оформили эти произведения в простой черный багет. Тогда это было доступно и, наверное, правильно, так как классический стиль и лаконичность создавали дополнительный акцент на той живописной силе, которой обладает настоящее искусство. Такое оформление устраивало и художников, и коллекционеров. Люди, воспитанные на том оформительском стиле, не всегда понимают, какие тенденции наметились сегодня в оформлении живописи». Рассказывает Елена Новикова: «Как-то на одной из первых наших выставок мы взглянули на картины, оформленные в простые необработанные рейки, и испытали настоящий шок. После выставки приняли решение: будем оформлять картины хорошо, правильно и представлять их достойно, чтобы людям, которые на них смотрят, не приходилось додумывать, как бы это могло выглядеть, если бы рама была другой. Поэтому к ассортименту багета, который покупали за рубежом, стали подходить очень тщательно».
Владимир и Елена приобретают багет непосредственно у зарубежных фабрик, только деревянный и высококачественный. Пластик не используют вообще, поскольку он относится к другому сегменту рынка: «Некачественным багетом никогда не добьешься хорошего результата. Будет самому неприятно, и заказчиков разочаруешь. Качество – вот основной критерий. Что касается дизайна багета, то нашим приоритетом остается классика. Этот стиль можно использовать в оформлении и антикварных работ, и современных».
Каждое произведение требует индивидуального подхода в оформлении. Мастер должен учитывать как художественную стилистику, так и техническое состояние полотна. Клиента багетной мастерской галереи «Форма» обязательно расспросят о стиле, в котором оформлено жилое или общественное помещение, поскольку обрамляемое произведение должно стать частью существующего интерьера независимо от того, несет ли оно исключительно декоративную нагрузку или же обладает определенной художественной ценностью. Продолжает тему Елена Новикова: «На выбор оформления повлияет интерьер помещения, где будет висеть картина. Даже если речь идет о выставочном пространстве, то учитывать его особенности нужно обязательно, и работы оформлять соответственно, чтобы воспринимался общий дух мероприятия. Обрамление не должно диссонировать с общим стилем и архитектурным пространством».
Картины различных эпох не могут быть оформлены одинаково, так как стиль художественных произведений абсолютно разный: «Довольно часто мы выбираем очень простые, лаконичные формы с использованием слипа, особенно в обрамлении небольших по размерам этюдов. В этом случае слип необходим, так как маленькое произведение сложно экспонировать, а он сыграет роль паспарту, придаст дополнительный объем, чтобы рама не зажимала, не «душила» его. К этюдам вообще надо относиться очень бережно и внимательно. При оформлении картин времен соцреализма важно подобрать багет, близкий к аналогам того времени, с тем же рисунком профиля, с его особенностями. Но такой подход оправдан лишь в тех случаях, когда тема строго определена. Так, для картины «Ленин общается с детьми» мы предложили багет с орнаментом из лавровых листьев. И это обосновано. Если же перед нами натюрморт или лирический пейзаж, то вариантов оформления гораздо больше, и тогда совершенно необязательно создавать обрамление в духе того времени. Достаточно взять любой классический багет».
Специалисты из «Формы» советуют своим коллегам обращать внимание на фактуру и дизайн багета. И главное: «Постарайтесь выработать свой подход к формированию ассортимента багета, а при выборе оформления предмета искусства исходите из изображения, стиля и интерьера!»
Ирина Гатилина
Владимир Соколов